25 апреля 2024 года

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Вносится Правительством
Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2013, № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 44, ст. 5631; № 51, ст. 6677; № 52, ст. 6990; 2014, № 45, ст. 6154; 2016, № 22, ст. 3097; № 30, ст. 4440; № 1, ст. 65) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) в пункте 2 части 1 после слов «органы управления государственных внебюджетных фондов» дополнить словами «Российской Федерации»;

б) в части 2 после слов «Настоящий Федеральный закон применяется» дополнить словами «с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации», слова «при составлении бюджетной отчетности» заменить словами «при составлении, представлении и утверждении бюджетной отчетности»;

2) пункт 9 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«9) организации бюджетной сферы — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Положения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются также на другие организации в части осуществления ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности.»;

3) в пункте 5 части 5 статьи 6 слова «организации государственного сектора» заменить словами «организации бюджетной сферы»;

4) в статье 7:

а) часть 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности организации ведения бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы, в том числе передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.»;

б) в части 4 слова «органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов» заменить словами «организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную отчетность,»;

5) в статье 9:

а) часть 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Требования главного бухгалтера, иного должностного лица на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с установленными порядками документооборота, обязательны для всех сотрудников экономического субъекта.»;

б) в части 4 слова «организаций государственного сектора» заменить словами «организаций бюджетной сферы»;

6) в статье 10:

а) в части 5 слова «организаций государственного сектора» заменить словами «организаций бюджетной сферы»;

7) в части 4 статьи 14 слова «организаций государственного сектора» заменить словами «организаций бюджетной сферы»;

8) в части 3 статьи 15 после слов «за исключением кредитной организации» дополнить словами «и организаций бюджетной сферы»;

9) в статье 16:

а) в части 5 слова «организаций государственного сектора» заменить словами «организаций бюджетной сферы»;

б) в части 7 слова «организаций государственного сектора» заменить словами «организаций бюджетной сферы»;

в) в части 8 слова «организации государственного сектора» заменить словами «организаций бюджетной сферы»;

10) статью 17 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организацией бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении государственного органа, органа местного самоуправления) устанавливается уполномоченным федеральным органом.»;

11) часть 1 статьи 19 дополнить абзацем следующего содержания:

«Порядок осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.»;

12) в статье 21:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения), отдельных видов экономической деятельности.

Требования к ведению бухгалтерского учета (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения), составлению, представлению и утверждению бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.»;

б) в части 16 слово «программа» заменить словом «программы»;

13) в пункте 1 части 1 статьи 23 слово «программу» заменить словами «программы»;

14) в статье 24 слова «Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета» дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом»;

15) статью 25 изложить в следующей редакции:

"Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учета и совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов

1. Для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов при уполномоченном федеральном органе создаются совет по стандартам бухгалтерского учета и совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

2. Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов (за исключением федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) на предмет:

1) соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;

2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;

4) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.

3. Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на предмет:

1) соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;

2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;

4) обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

4. В состав совета по стандартам бухгалтерского учета входят:

1) 10 — представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года;

2) пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета, из которых не менее трех являются представителями уполномоченного федерального органа.

5. В состав совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов входят:

1) пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета, из которых не менее трех являются представителями уполномоченного федерального органа;

2) двенадцать представителей финансовых органов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органов государственного финансового контроля, иных организаций бюджетной сферы и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года.

6. Составы совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа.

Предложения о кандидатах в члены совета по стандартам бухгалтерского учета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся в уполномоченный федеральный орган субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, Центральным банком Российской Федерации, научными организациями и высшими учебными заведениями.

Предложения о кандидатах в члены совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся в уполномоченный федеральный орган Центральным банком Российской Федерации, финансовыми органами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, научными организациями и высшими учебными заведениями, иными организациями бюджетной сферы.

7. Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов должны иметь высшее образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита.

8. Председатель совета по стандартам бухгалтерского учета избирается на первом заседании совета из представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, входящих в его состав. Председатель совета по стандартам бухгалтерского учета имеет не менее двух заместителей.

Председатель совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов и его заместитель назначаются руководителем уполномоченного федерального органа.

9. Секретарями совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов являются представители уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

10. Заседания совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов созываются соответственно их председателями, а при отсутствии председателя уполномоченным на то заместителем председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

11. Решения совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

12. Заседания совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов являются открытыми.

13. Информация о деятельности совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов должна быть открытой и общедоступной.

14. Положение о совете по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Регламенты совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов утверждаются соответственно этими советами самостоятельно на первом заседании.«;

17) в статье 26:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Федеральные стандарты (за исключением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.»;

б) в части 2 слово «программе» заменить словами «программам»;

в) в части 3 слово «программу» заменить словами «программы»;

г) в части 4 слово «Программа» заменить словами «Программы»;

д) в части 5 слова «доступность программы» заменить словами «доступность программ»;

е) в части 6 слова «программы» заменить словами «программ»;

18) в статье 27:

а) в части 1 после слов «регулирования бухгалтерского учета» дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим законом»;

б) часть 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае если разработчиком федерального стандарта является уполномоченный федеральный орган уведомление о разработке федерального стандарта, а также уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа в сети „Интернет“.»;

в) часть 10 дополнить абзацем следующего содержания:

«Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов в срок не более двух месяцев со дня представления на экспертизу проекта федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов готовит мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению и (или) предложения по его корректировке с учетом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными в части 9 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.»;

г) в части 15 исключить слова «бухгалтерского учета»;

19) пункт 1 части 1 статьи 28 слова «для организаций государственного сектора» заменить словами «федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов»;

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее — законопроект) подготовлен по результатам анализа применения Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Внесение предусмотренных законопроектом изменений обусловлено приведением норм Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон), регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствии с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов.

Одним из нововведений является приведение применяемых в действующей редакции Закона терминов «организации государственного сектора» и «организации бюджетной сферы» к единообразию — «организации бюджетной сферы».

Понятия «государственный сектор» и «организации государственного сектора» в настоящее время широко применяются при формировании статистики государственных финансов, государственной статистики в соответствии с действующими международными стандартами о статистике государственных финансов, а также положениями применяемых национальных федеральных стандартах, в частности Классификации институциональных секторов экономики (КИСЭ).

Так, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2013 года № 2242-р внесены изменения в Классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ), в части установления определения государственного сектора (организаций, входящих в государственный сектор). Согласно действующим положениям государственный сектор экономики включает помимо государственных (муниципальных) учреждений (государственных (муниципальных) органов) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, а также иные организации, созданные публично- правовыми образованиями (организации, у которых более 50% уставного капитала находится в государственной (муниципальной) собственности, т.е. составляет имущество Российской Федерации и/или имущество субъектов Российской Федерации, и/или имущество муниципальных образований. Корпорации, входящие в государственный сектор экономики охватывают: государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной (муниципальной) собственности, и более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.

В целях разграничения понятия государственного сектора и организаций бюджетной сферы данным законопроектом предусмотрено понятие «организации государственного сектора» заменить словами «организации бюджетной сферы».

Следующие правкой является введение положений, предусматривающих проведение экспертизы стандартов бухгалтерского учета, регулирующих ведение бюджетного учета, осуществляемого хозяйствующими субъектами в соответствии с положениями бюджетного законодательства при осуществлении бюджетных полномочий, а также бюджетными (автономными) учреждениями (стандартам бухгалтерского учета государственных финансов) отдельным экспертным органом — советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов

В действующей редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрен один экспертный орган — совет по стандартам бухгалтерского учета, который проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов как для коммерческих организаций (частного (реального) сектора экономики), так и для организаций бюджетной сферы (сектора государственного управления).

В настоящее время функции предлагаемого законопроектом совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов осуществляет Комиссия по стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, созданного как обособленный экспертный орган в составе совета по федеральным стандартам.

На сегодняшний день очевидна эффективность работы Комиссии по стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, особенно в части выработки единой методологии внедрения утвержденных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В связи с данным положением, законопроектом предусмотрены изменения в статью 25 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части разграничения полномочий и функций совета по стандартам бухгалтерского учета посредством создания двух самостоятельных экспертных органов, регулирующих вопросы организаций коммерческого сектора и организаций бюджетной сферы: совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. Основная цель создания данных советов — проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, а также федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете; соответствия их потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету; обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов, а также отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, а также в связи с введенными положениями иные изменения по тексту Закона.

Кроме того, законопроект дополняет Закон нормами регулирования отдельных вопросов бухгалтерского учета. В части предусматривается закрепление обязательности исполнения всеми сотрудниками экономического субъекта требований главного бухгалтера, иного должностного лица на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений) необходимых для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с установленными порядками документооборота.

Инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы. Анализ показал наличие большого количества выявленных ошибок — фактов неполного отражения (не отражения) фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете в виду не предоставления и (или) представления несвоевременного первичных учетных документов, которые привели к неполному и (или) некорректному отражению результатов хозяйственной деятельности организаций (бюджетов).

При этом Законом предусмотрена прямая норма, предусматривающая отражение в бухгалтерском учете операций только на основании первичных учетных документов. Обязанность по оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами возлагается на сотрудников организации, ответственных за совершение указанных фактов хозяйственной жизни, которые, как правило, согласно распределению функционала не являются главным бухгалтером (работниками бухгалтерской службы), работниками централизованной бухгалтерии.

Учитывая изложенное, предлагаемые изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. Необходимо отметить, что ранее аналогичная норма предусматривалась Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Также законопроектом предусмотрено усиление внутреннего контроля в части порядка осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, устанавливаемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. А также создание условий государственного регулирования, осуществляемого в рамках бюджетного законодательства, порядка передачи государственным (муниципальным) центрам компетенции — централизованным бухгалтериям полномочий ведения бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы в ходе исполнения ими бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при централизации бухгалтерских функций.

Внесение предлагаемых изменений не повлечет каких-либо расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы. Не потребуется также внесения изменения в законодательные акты Российской Федерации.



Комментарии

Согласно п.13 "КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА" при наличии технической возможности субъект отчетности вправе осуществлять хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (далее - электронные документы), на электронных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах. Однако,  в пункт 13 № 402-ФЗ изменения не вносятся. Просим рассмотреть возможность, привести п. 13 № 402-ФЗ в соответствии с Федеральным стандартом.
Ответить06.07.2018 12:25:37 Минфин Омской области